Что такое присадка в масло (добавка в масло)?
(материалы взяты из учебника "Наноматериалы в техническом сервисе сельскохозяйственных машин" под редакцией академика Черноиванова, 2010г.)
Присадка — препарат, который добавляется к смазочным материалам в небольших количествах для улучшения их эксплуатационных свойств.
В настоящий момент известны следующие виды присадок:
- депрессорные;
- противоизносные;
- восстанавливающие (ревитализанты);
- антидымные;
- моющие;
- антиокислительные;
- диспергирующие;
- ингибиторы коррозии.
Препараты противоизносные и восстановительные объединены в класс восстановительных антифрикционных и противоизносных добавок (ВАФПИД) к смазочным материалам. В настоящее время в России и за рубежом производится около 200 различных препаратов ВАФПИД.
Наноматериалы (трибопрепараты) к маслам отличаются от многочисленных присадок к маслам тем, что присадки «работают» на масло, улучшая эксплуатационные свойства масел, в том числе и противоизносные, а на-нопрепараты ВАФПИД «работают» на металл, улучшая эксплуатационные свойства рабочих поверхностей деталей, причем эти препараты не реагируют с маслами и не ухудшают их качество. Необходимо отметить, что вместо наименования «Восстановительные антифрикционные и противоизносные добавки (ВАФПИД)» чаще используется термин «наноматериалы». Вполне допустимо применение также терминов «Трибопрепараты», «нано-добавки», «нанопрепараты» и др.
Все известные в настоящее время нанодобавки ВАФПИД по компонентному составу и физико-химическим процессам взаимодействия их с трущимися поверхностями, по свойствам защитно-восстановительных покрытий, а также по механизму функционирования в эксплуатационном режиме, по нашему мнению, можно разделить на четыре класса:
- модификаторы трения;
- реметализанты;
- кондиционеры;
- ревитализанты.
Классификация нанопрепаратов - восстановительных, антифрикционных и противоизносных добавок (вафпид), продлевающих ресурс механизмов и машин
Класс нано-препаратов | Модификаторы трения | Реметализанты | Кондиционеры Металла | Ревитализанты |
Распространенные марки препаратов Основные характеристики препаратов |
Форум, Аспект, Ум х-2 и др | Римет. Ресурс, Супермет и др. | Феном, RENOM, ER. ENERGY RELEASE, WINDIGO ECO-Universal и др. | RVS (РВС), ХАДО, ФОРСАН, СУПРОТЕК, НИОД, ОМКА, РЕАГЕНТ-2000, WINDIGO Micro-Ceramic Oil и др. |
Основное назначение | Снижение коэффициента трения в 3-4 раза и сил трения в ресурсных сопряжениях | Снижение коэффициента трения в 1.5-2 раза. Частичное восстановление размеров деталей ресурсных сопряжений. | Снижение трения в 5-7 раз. Защита от задиров и преждевременного износа ресурсных сопряжения. | Снижение трения в 3-5 раз. Восстановление геометрии деталей в зоне износа, компенсация задиров в паре трения деталей ресурсных сопряжений. |
Границы применения по величине износа узла | До 30% | До 40-50% | До 40% | До 70% |
Механизм действия | Образование антифрикционных и противоизносных пленок на поверхностях деталей трибосопряжениях (сервовитные пленки и другие виды модифицирования поверхностей трибосопряжений) | Образование защитного слоя металлокерамики (МКЗС) на молекулярном уровне с поверхностью детали. Слой до 0.1-0.2 мм обладает высокой твердостью и износостойкостью. | ||
Влияние на изменение физико- химических свойств масла | возможно (минус) | возможно (минус) | отсутствует (плюс) | отсутствует (плюс) |
Кондиционеры металла
Кондиционеры воздействуют непосредственно на металл трущихся поверхностей деталей, создавая защитный (сервовитный) слой. Радикально снижают трение и износ, исключают образование задиров. Используются для обработки как новых (включая период обкатки), так и изношенных агрегатов, в частности ДВС. Эти препараты не меняют физико-механических показателей моторных или трансмиссионных масел, консистентных смазок, топлив или других технологических жидкостей, которые являются лишь носителями для доступа к узлу трения. Кондиционеры металла обеспечивают стойкий противоизносный эффект даже при масляном голодании и в случае утечки масла. Практика применения кондиционеров металла показывает, что кондиционеры позволяют одновременно решать две задачи - понизить трение и износ.
Механизм действия препаратов данного класса основан на взаимодействии (адсорбции) их поверхностно-активных компонентов с поверхностями трения. Ионизированные молекулы кондиционеров металла, проникая во внутрь металлической поверхности, изменяют их структурный состав, а следовательно, прочностные и антифрикционные свойства. При этом контактируемые участки покрываются достаточно устойчивыми полимерными и полиэфирными структурами, создавая эффект прочной «масляной шубы», способной исключить непосредственный контакт трущихся соединений между собой.
Представителем класса кондиционеров металла является - WINDIGO ECO-Universal Oil Package.
Ревитализанты
Нанопрепараты этого класса модифицируют на поверхностях трения деталей машин самовосстанавливающиеся антифрикционные износостойкие как стационарные металлокерамические, органометаллокерамические, так и жидкокристаллические слои.
Уникальность нанопрепаратов-добавок данного класса заключается в том, что эксплуатационный износ поверхностей трения деталей машин компенсируется образованием на поверхностях защитного слоя металлокерамики без разборки, в работающей машине, в режиме штатной эксплуатации.
Представителем класса ревитализантов является - WINDIGO Micro-Ceramic Oil
Ревитализанты
Для тестирования нано-препаратов используется машина трения, имитирующая трение металлических образцов, погруженных в масло. Видео с использованием данной машине Вы можете посмотреть на нашем сайте на главной странице.
ФГОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия» было проведено тестирование нано-материалов на машине трения, результаты приведены в таблице:

№ | Марка наноматериала | Показатель максимальной нагрузки в трибосопряжении, при которой происходит заклинивание (задир)и остановка электродвигателя. Нм | Показатель относительного износа образца в смеси моторного масла и наноматериала по сравнению с износом в чистом моторном масле |
1 | Чистое моторное масло | 37 | 1.00 |
2 | Супротек люкс | 45 | 0.95 |
3 | ФОРУМ | 45 | 0.87 |
4 | АРВО | 45 | 0.93 |
5 | Бемит (2%) | 53 | 0.78 |
6 | РВД | 55 | 0.76 |
7 | ФОРСАН универсальный | 55 | 0.65 |
8 | RVS | 57 | 0.72 |
9 | РЕАГЕНТ-2000 | 58 | 0.70 |
10 | СУПРОТЕК-универсальный | 60 | 0.70 |
11 | БЕМИТ+Oil Package фирмы «WINDIGO» | 90 | 0.16 |
12 | WINDIGO Micro-Ceramic Oil | Свыше 160 (задира нет) | 0.09 |
13 | WINDIGO ECO-Universal | Свыше 160 (задира нет) | 0.04 |
На наш запрос разработчику препаратов фирмы WINDIGO компании WAGNER Spezialschmierstoffe по поводу механизма действия препаратов и объяснения уникальных свойств, Вальтер Вагнер, не раскрывая секрета своих патентов, дал нам ответы, которые приводятся ниже без корректировки:
по наноматериалу Eco-Universal Oil Package - «Поверхностно-активные вещества (компоненты присадки Eco-Universal) вступают в химическое соединение с молекулами на металлических поверхностях и образуют микроскопически тонкий реакционный слой (защитный экран), который препятствует свариванию трущихся металлических деталей. Следствием чего является непрерывное и достаточно обширное выравнивание поверхностей. Это выравнивание ведет к появлению исключительной, ранее недостижимой аварийной антизадирной способности и к сокращению износа»... и далее... «Используя присадку Есо-Universal Oil Package можно сократить процесс обкатки примерно на 80-90%».
по наноматериалу Micro Ceramic Oil - «Micro-Ceramic воздействует на двигатель или редуктор, не вызывая нарушения технических допусков, а благодаря адгезии с металлом происходит ее проникновение в металлические поверхности и уплотнение керамических частиц в местах шероховатостей, что создает эффект наплавки брони и образует очень прочную защитную пленку на металлических поверхностях. Из-за высокой термической стойкости и благодаря химическим свойствам Micro-Ceramic, исключается возможность возникновения отложений, наростов и сгустков и, вместе с этим, негативное воздействие на агрегаты, а также резинотехнические уплотнители, вступающие в контакт с микрокерамикой. Содержание микрокерамических частиц в продукте таково, что при добавлении Micro-Ceramic к стандартным маслам частицы не только проникают в металлические поверхности, но и постоянно плавают в масле, действуя как мапенькие шарики в шарикоподшипнике. Таким образом, мы получаем идеальные свойства скольжения, поскольку происходит движение не металла по металлу а керамики по керамике (эффект смягчения), следствием чего является мягкий ход и уменьшение шума».